Передел собственности в Шереметьево

В период с 28 августа по 3 сентября 2015 года работа аэропорта Шереметьево оказалась фактически заблокированной: на грани срыва оказались вылеты туристических групп, с большой задержкой перемещались транзитные грузы и практически не обслуживались текущие. Все дело оказалось в том, что деятельность грузового терминала Шереметьево карго, принимавшего львиную долю грузов, оказалась заблокированной по решению директора Департамента наземного обеспечения перевозок И.В.Ивлиева. С 29 августа 2015 года Шереметьево карго прекратило обслуживание грузоперевозок и передало остаток груза в количестве 120 тонн в Москва карго, которое выиграло тендер по обслуживанию грузоперевозок аэропорта Шереметьево еще в январе 2015 года. Интересно, что совладельцем Москва карго, созданного в 1990 году являются Люфтганза и Дрезден банк, а также Управление гражданской авиацией СССР по московскому авиаузлу и его правопреемник Аэрофлот. Все эти годы Москва карго наращивало собственную производственную базу, конкурируя с другими грузовыми компаниями, но пришла осень 2014 года и начало 2015, когда стало понятно, что конкурентную борьбу нужно сворачивать, так как в условиях сокращения рынка грузоперевозок проще создать монополиста, чем делиться прибылью.

90-е годы незримо вернулись в Россию, снова взявшись за рейдерские захваты, силовые переделы собственности и конкурсы, где победителем изначально назначалась своя компания, в которую вкладывались значительные инвестиции зарубежных финансовых фондов. Народное предприятие Шереметьево карго изначально не вписывалось в эту концепцию, и должно было освободить площадку для зарубежного бизнеса. Действительно, после девальвации рубля в ноябре 2014 года произошло большое уменьшение розничного рынка, а также сферы услуг, составляющих значительную долю ВВП России, превышающую 60%. За первое полугодие 2015 года обвал розницы составил свыше 8%, подавляющее количество предприятий, оказывающих услуги и сетевые ритейлеры в общей сложности потеряли 70% своих доходов, а многие решили прекратить свою деятельность. Неудивительно, что в этих условиях стали закрываться многие авиакомпании, так Трансаэро за символическую плату в 1 рубль стала собственностью Аэрофлота, входящего в международный консорциум Sky Team, объединяющий перевозчиков из США, Франции, Италии, Китая, Саудовской Аравии, Вьетнама и Южной Кореи. Но какие перспективы у самого Аэрофлота и Москва карго?

Очевидно, что очень и очень печальные. Весь авиапарк Аэрофлота поделен между Боингом и Аэрбасом с небольшим вкраплением отечественного Суперджета. За обслуживание иностранных самолетов нужно платить валютой, стоимость которой возросла за год в два раза, этой же валютой нужно оплачивать лизинг самолетов, при этом загруженность авиапарка едва превышает 50%, что вынудит Аэрофлот сокращать количество рейсов и самолетов, а Москва карго вслед за потерей DHL и обслуживания грузоперевозок Аэрофлота вынуждена будет сокращать персонал и площади собственных терминалов. Причем серьезные изменения могут произойти еще в текущем, 2015 году, так как доходы граждан России стремительно сокращаются и многие отказываются не только от зарубежных туристических поездок, но и от проведения отпуска на море, предпочитая дачу и огород. Но и это еще не все! Большая волатильность на рынке нефти и сырьевых фьючерсах, а также начавшаяся валютная война среди производителей за сохранение собственных долей рынка, еще больше ослабит рубль, при неизменном росте доллара, куда убегают не только трейдеры, но и обычные граждане, стремящиеся спасти хотя бы то, что еще осталось. В этих условиях дальнейшего обесценивания рубля любой бизнес, связанный с иностранными инвестициями, а Аэрофлот и другие перевозчики скоро будут не в состоянии обслуживать валютные кредиты, является крайне неустойчивым.

Сегодня совокупный объем внешних заимствований российских корпораций стал равен бюджету страну и продолжает увеличиваться, причем тенденций к его снижению не видно. Следовательно, такие крупные корпорации как Газпром, Роснефть и другие начнут оптимизировать свой бизнес, что в просторечии означает сокращение численности персонала и снижении заработной платы путем частичной занятости. В условиях сильнейшей закредитованности населения подобные шаги будут означать сокращение гражданами России текущего потребления затрат на отпуск, покупки дорогостоящего оборудования и автомобилей, улучшения жилищных условий и затрат на развлечения. Все это неминуемо ударит по розничным продажам и сфере услуг, приводя в итоге к сокращениям персонала и снижению заработных плат сотрудников. При этом наполняемость бюджета России также начнет снижаться, увеличивая и без того сильнейшую рецессию, влияющую на все сферы жизнедеятельности страны. В этих условиях монополисты будут вынуждены разделять свое могущество на несколько мелких организаций, которые смогут выживать при сокращении рынка, меняя собственную деятельность и квалификацию сотрудников. Возникает вопрос: что будет делать Аэрофлот, отказавшийся от отечественных самолетов и специально лоббировавший закрытие авиапредприятий, когда придется возвращать свои дорогостоящие игрушки при невозможности оплачивать долг перед иностранным кредитором?

Потрясающая недальновидность правительства Российской Федерации и Аэрофлота, уничтоживших отечественного производителя самолетов, вместо того, чтобы содержать в своем парке баланс отечественной и импортной техники! И так происходит в любой отрасли российской экономики, где сделали упор на иностранного производителя вместо того, чтобы развивать собственное производство, имея гарантию развивающейся экономики в будущем. Но временщики, коими являются российские олигархи и чиновники, служащие капиталу, не стали внимать гласу разума, но понадеялись на собственные закрома, которые могут быть уничтожены Лондоном простым кликом по клавише компьютера. Нет будущего у сегодняшнего Аэрофлота, ставшего придатком зарубежного бизнес консорциума, нет будущего у Москва карго, понадеявшегося на Аэрофлот и Люфтганзу, так как все их устремления были направлены не на создание успешно работающих предприятий, как коллектива единомышленников, чем и славен Шереметьево карго, а на извлечение прибыли. Именно эта погоня за прибылью, без раздумий о будущем собственного предприятия и его сотрудников, приведет в скором времени к бегству владельцев успешного бизнеса за рубеж, где куплена недвижимость, где в оффшорных банках хранятся деньги, достаточные для безбедного проживания нескольких поколений олигархов и российских чиновников. Что будет с Аэрофлотом и Москва карго никого не волнует!

Но российским олигархам нужно задуматься о том, что подобные процессы протекают не только в России, но и в благополучной Европе, с которой они связывают свои надежды. Подобные же вещи нарастают в США, в Китае, ОАЭ и прочих странах, куда так стремились вложиться российские бизнесмены, не понимая, что тонущий вначале употребит все средства российских олигархов для своего спасения, и лишь только после этого начнет тратить собственные деньги. Помните об этом все, кто сегодня делает обездоленными русский народ, лишая трудящегося средств существования!

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

Оставить комментарий!